Путешествие у меня началось за сутки до вылета, об этом я писал в этом посте. Проснувшись в Калуге и попивая чай, я увидел в бегучке телека новость об атаке беспилотника на трассе М3. Поиск места перекрытия трассы в Яндекс.Картах не заставил себя долго ждать, оно было в районе поворота на Жиздру. Именно в то утро, когда я должен был там проезжать.
Весёлое начало
Обрадовавшись тому, что мне не пришлось героически искать пути объезда, я отравился на ПАЗик до аэропорта. Мне дико повезло, и я оставил Ниву во дворе частного дома, под присмотром. Водитель ПАЗика планировал уехать без меня, пришлось аж стучаться в окно. Далее я оплатил проезд, и только потом увидел четыре предупреждающих таблички о том, что оплата производится при выходе. У меня почему-то ещё произошло двойное списание, но с этим я глубоко не разбирался.
Приютившие меня люди предупреждали, что в аэропорту скучно и негде попить кофе. Но я так устроен, что предпочитаю приехать пораньше, заложив время на непредвиденные ситуации.
До аэропорта добрался удачно, быстро зарегистрировался. На небольшой перевес ручной клади внимания не обратили (интересно, обратили бы на большой). Досмотр также прошёл без каких-либо проблем. В зале ожидания были сидячие места.
В какой-то момент я понял, что посадку не объявляют. Спустя время представитель авиакомпании сообщил, что ждём новый самолёт и рейс задерживается на два часа. Удобно расположившись у розеточки на окне, я стал коротать время.
В какой-то момент приходит понимание, что на автобус в Териберку (на который уже был куплен билет) я могу и не успеть. Пошёл искать различную информацию о трансферах в Териберку. Нашёл некую Янину, которая сказала, что вечером сборных групп нет, но можно за 6000 заказать себе персональную машину. Естественно, такое предложение я отклонил.
Трансфер
Спустя небольшое время она спросила точное время прибытия, которое я не знал. Янина сказала мне, что в 17:10 есть место прямо от аэропорта. Она понимала, что точного времени прибытия я не знаю, и просто попросила написать во время взлёта, что я и сделал.
Я успел прилететь как раз часам к 17. Там ещё предательски не могли подать трап к самолёту. А это я к чему — за время полёта я успел переговорить ещё с одним парнем, который также направлялся в Териберку. И он планировал успеть на автобус. Дело в том, что автобус в Териберку в какой-то момент идёт навстречу автобусу из Аэропорта, и в 18:20 проходит через город Кола. Забегая вперёд, я скажу — он успел. Об этом мы поговорили уже в обратном автобусе.
Ну а я просто взвесил риски и сделал выводы — уж лучше я гарантированно доеду до Териберки в запланированное время, ведь бронь на квартиру могла слететь. Трансфер обошёлся мне в 2000 рублей. Приятно было ехать на большом УАЗике, а водитель периодически останавливался в интересных местах.
Арт-объекты
Это как раз фотки с тех остановок уже ближе к посёлку. Погода была чуть выше нуля градусов; шёл дождь, плавно переходящий в снег.
Квартира
С квартирой тоже было не всё так гладко. Вроде и прозвонил я её заранее; причём, выяснилось, что мы должны были ехать из Мурманска на одном автобусе. А по прилёту она перестала брать от меня трубки. В какой-то момент она взяла трубку и сказала что всю информацию скинет в смс. Ииии не скинула). В итоге по приезду уже в Териберку я получил смс с номером квартиры и кодом от замка.
Зайдя в квартиру, я не сильно почувствовал разницы по температуре с улицей. Ага, окна открыты. В подъезде шёл текущий ремонт, а я ещё и побелки натаскал. Начался поиск всего необходимого, есть обогреватель, с вырезанной, вроде как, защитой от перегрева. В наличии были микроволновка, чайник, стиральная машина, чай/кофе/сахар. Жить можно — быстренько перекусив и отзвонившись близким, что я всё же добрался, я вырубился.
Лодейное
Утром погода не сильно поменялась, дул сильный ветер и периодически шёл дождь. Позавтракав я всё же набрался сил, чтобы выйти из дома. Это было не сильно-то и просто. Жил я в Лодейном, это такой посёлок рядом с Териберкой, по словам водителя, который меня привёз — бывший военный гарнизон. Но почему-то информацию о военном гарнизоне в сети найти не удалось.
Дом располагался недалеко от точки притяжения туристов — водопада. В итоге я, перекинув фотоаппарат через плечо, двинул в его сторону.
Метеостанция
По пути встретилась метеостанция, которая даже не была ничем огорожена. Всегда было интересно побывать на подобного рода объектах и посмотреть на различные приблуды. Как я понимаю, тут никто не против. Главное — не мешать наблюдению за солнцем).
Дорога к водопаду и он сам
В плане погоды дождя особо не было, а вот сильный ветер так и норовил выдуть телефон из рук. А водопад как-то и не впечатлил. Тайник, посвящённый ему, был заложен ещё в 2013 году, когда не предполагались толпы туристов. В итоге взятие тайника видят все, но со стороны это выглядит так, как будто человек хочет что-то сфотографировать свысока. Взятие удалось.
199 батарея
А это, получается, мой самый северный тайник. Дорога до самой батареи была беспроблемной, а сам тайник отнесён ещё ближе к морю, и чтобы до него добраться, пришлось немного себя преодолевать. Ветер, конечно, был бешеной силы. Батарея эта, вроде как, ни разу не стреляла, так как враг сюда не дошёл.
Остальные фотки за день
А дальше я сменил фикс на зум-объектив и сделал немного таких кадров. Перед домом посетил магазин «У Матрёхиной» в целях удивиться ценам и чего-нибудь прикупить. Да, цены выше, но вполне себе терпимы. На удивление, придя домой, я снова просто вырубился до самого утра.
Выдвигаемся в Териберку
На второй день пребывания я решил сходить в ту самую Териберку. Внутренних автобусов там, понятное дело, не существует и нужно было идти пешком. Погода была в разы благосклонней.
Кладбище кораблей
А вот и первая достопримечательность, которую раскручивают различные блогеры. На деле мы видим немного рыбацких кораблей ещё с советских времён, ну и чайки туда подлетают. Автобусы с туристами то и дело останавливаются и уезжают. Рядом был ларёк с кофе, по относительно недорогим ценам, но он не работал.
Сам посёлок и ресторан
На первом фото свежеустановленный артобъект. Что радует, тайник находится именно в нём. А рядом благоустройство в виде лавочки, присев на которую, можно отписаться в блокноте и полюбоваться видом на посёлок. Я, конечно же, и по видеосвязи позвонил близким с целью рассказать о своём путешествии.
На обед я хотел зайти в паб «Тортуга», так как там были самые лояльные цены на еду. Под лояльными ценами я имею в виду супы от 470 рублей, шаурмы по 350, ну и пакетированный чай по 100. Данное заведение оказалось «закрыто на спецобслуживание», и я зашёл в первый попавшийся кабак.
Им оказался ресторан «Сияние Севера». Помимо ресторана, там можно снять вагончик от 8000 в сутки или полетать на вертолёте за 30000 рублей / 20 минут.
Но вернёмся к еде — я заказал том ям, омлет с лапшой и чайку. Хотелось бы, конечно, кофе, но за 500 рублей моя жаба мне не разрешила. За всё я заплатил около 1300 рублей и не сильно жалею о потраченных деньгах. Омлет с такой подачей я, наверное, видел в первый и последний раз. Ну и вкусно всё это было, а вид из панорамных окон радовал глаз.
Ферма с хаски и оленями
С недавних пор я начал отправлять открытки с мест, где бываю. И в ресторане мне подсказали, что их можно найти на оленьей ферме. Действительно, открытки по 200 рублей за штучку там были в наличии. А за 100 рублей можно посмотреть на собачек и оленей. Скажем так, было интересненько, а самое главное, по териберским меркам ещё и недорого.
Школа
Брошеная териберская школа является одной из достопримечательностей здешних мест. Для меня, как для любителя различных надписей на стенах, там был рай. Меня долгое время сопровождала собака, но потом она явно на что-то психанула и отправилась восвояси. В школе я провёл немало времени, изучая различные послания потомкам.
Прогулка вдоль берега
После того, как со школой было покончено, я пошёл брать следующий тайник. Путь к нему лежал вдоль берега, что доставляло эстетическое удовольствие. Там уже и время ужина пришло, он у меня был с собой. А с тайником вышла забавная ситуация — точка была просто отмечена на пляже, а для взятия самой коробочки пришлось в не самой подходящей обуви пересекать некий ручей, а потом 30 минут искать место самой закладки, прыгая по скалам.
В итоге я не взял только один тайник, это «Конец всех дорог», посвящённый дороге, которую строил Газпром до газового месторождения. Это самое месторождение стало неактуальным, в связи с чем и дорогу ждала эта же участь.
Бонусом хотелось рассказать про автомобиль с неизвестной судьбой:
Автобус обратно
Мысли про обратный автобус не покидали меня на протяжении всей поездки. Онлайн-билет можно было купить только из Мурманска. Я планировал это сделать, выезжая из Мурманска, но в сам город я так и не попал по причине задержки рейса.
Накануне я звонил на автовокзал, и мне было сказано что около 20 билетов уже куплены и как там будет — непонятно. Меня даже посещали мысли о том, что за место придётся драться. На деле оказалось, что мест хватит всем, а денежку принимает сам водитель, и, вроде как, можно даже переводом. Автобус стартует от Лодейного и заезжает в Териберку. По пути он делает остановку на причале и заезжает в закрытый город Североморск.
Атомный ледокол «Ленин»
Приехав в Мурманск, я в первую очередь отправился пить кофе. Быть может, я уже зависимый? Географию города я знал ещё с прошлого года, и начал изучать время экскурсий на ледокол «Ленин». В итоге я узнаю, что первую группу в 40 человек запустят через 25 минут. Ну и я пошёл, так сказать, на шару. А очередь уже была. Я оказался в ней 38-ым.
Экскурсия оказалась действительно интересной, обошлась в 400 рублей. За такой можно и в очереди постоять, которая как раз формировалась на следующий час.
Музей Морского порта
В прошлом году мы не попали и в Музей Морского порта. Так получилось что мы попали под сильный дождь, который затопил не только Лилькин телефон, но и тот самый музей.
Теперь о музее — он бесплатный и состоит из одного зала и одного сотрудника. Я ещё попал на момент, когда группе девушек что-то рассказывал мужик, который в очереди на Ленина раздавал визитки сувенирного магазина.
А рассказывал он интересные вещи — про то, как челночил с Норвегией (в 235 километрах расположен норвежский город Киркенес), плюс ещё много интересностей и планов развития туризма на Кольском. Дядька явно какой-то известный, но ссылку на него я дать не могу.
Немного пообщавшись с единственным сотрудником музея, я двинул заселяться в отель.
Ночлежка в Мурманске
Двухместный номер без удобств обошёлся мне на островке в 1000 рублей. На вид всё новенькое, душей и туалетов хватало. Не хватало только тепла, обогреватели обещали привезти к вечеру, но я уже привыкший и за ними даже не пошёл.
Из-за белых ночей предыдущую ночь я спал не очень-то и хорошо, особенно в момент когда в три часа ночи солнце начало светить прямо в глаза. Проспал я в итоге часов до девяти. Далее вышел погулять (о чём следующий абзац). С утра я перекусил кулинарией, взятой в круглосуточном Перекрёстке неподалёку, и отправился в сторону аэропорта. Бесплатный чаёк/кофеёк присутствовал. Но и вообще было непривычно наблюдать вокруг круглосуточные магазины, да ещё и с адекватным ценником после Териберки.
Вечерняя прогулка
Вообще, у белых ночей есть большой плюс — независимость прогулок от светового дня. Ну да, есть там нюансы с работой кафешек и общественного транспорта, но это всё решаемо. Этим вечером я доехал/дошёл до Долины уюта. Там когда-то был большой лыжный трамплин, но от него ничего не осталось. Зато можно было посмотреть с высоты на Мурманск, чем я и занялся.
Маяк
За день удалось взять (а, скорее, даже восстановить) тайник Маяк Фёдора [TR/28795]. Это новодельная смотровая между Мурманском и Колой. Она же помогла мне и от дождя немного укрыться.
Нюансы перелёта
Ещё с утра я увидел, что мой рейс на Калугу будет задержан. Так как я человек редко летающий и не знающий всех нюансов, я написал в авиакомпанию Азимут с вопросом «А надо ли мне теперь приезжать в аэропорт к первоначальному времени вылета?». На что был получен ответ:
Здравствуйте.
С уважением,
Задержка рейса по причине позднего прибытия воздушного судна под рейс. Рекомендуем явится на регистрацию согласно первоначального расписания рейса.
Екатерина
Ну, я и приехал согласно первоначальному расписанию, а там даже регистрация не планировала начинаться. Поесть я тоже не успел, в аэропорту места немного, и я отправился в местный Eat&Fly. Терминал для оплаты картами у них уже год как не работает, а средний ценник на еду это 200 рублей за позицию. Произведя несложные арифметические действия, мы видим цену в 400 рублей на блюда на первом фото. В общем, Мурманскому Аэропорту позор за таких арендаторов.
Самолёт в итоге в назначенное время всё равно не вылетел, но благо в Калуге меня ждала машина и я не сильно зависел от расписаний. Хотелось всё же прилететь вовремя — до Брянска тоже ещё нужно доехать. Планировалось, что Игорь прилетит позже, а оказалось всё наоборот. Но зато он успел посмотреть Калугу и послушать УКВ.
Из нюансов возвращения в Брянск были квадратные колёса, забитые калужской глиной. Я хоть и загнал машину на мойку, но колёса, оказывается, помыл крайне отвратительно. Но даже после этой мойки Игорь докинул денег и помыл саму мойку. В Людиново я уже научился мыть колёса очень качественно.
Дома мы оказались уже глубоко за полночь, но главное что оказались. С утра нужно было стартовать в Могилёв, но об этой поездке можно почитать уже в этом посте. Если вам интересны различные дорожные заметки из трипов, то всегда можно подписаться на мой ВК. До встречи на этих же страницах.